Модели педагогической деятельности

Модели педагогической деятельности образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования, Основные модели образовательного процесса в детском саду - Педагогическая психология - Учебные материалы для студентов Основные модели образовательного процесса в детском саду. Оптимальная модель образовательного процесса в дошкольном возрасте. Образовательные ситуации на ступени дошкольного образования. Основные модели образовательного процесса модели педагогической деятельности детском саду Выше было обосновано положение о том, что модель образовательного процесса и педагогической деятельности - это интеграция возрастно-нормативной модели развития на ступени модели педагогической деятельности и деятельностных условий ее реализации: возрастно-сообразной деятельности взрослых, деятельности образующихся, совместной деятельности детско-взрослой общности. Модельное описание образовательного процесса и педагогической деятельности на ступени дошкольного образования осуществлено При описании модели образовательного процесса в детском саду авторы ввели следующие измерения: функции позиции взрослого по отношению к детскому сообществу, организация содержаний образования или развивающих содержанийструктура предметной среды. Эти измерения создают в целом образовательную среду, в которую погружается ребенок в детском саду. Выделенные измерения позволили авторам свести все дошкольные программы как современные, так и существовавшие в истории педагогики к трем общим типам моделей образовательного процесса: 1 учебная модель; 2 комплексно-тематическая модель; 3 предметно-средовая модель. Приведем краткое описание каждой из моделей. Учебная модель характеризуется организацией содержаний образования по принципу разделенных учебных предметов по сферам познания или по видам деятельностикаждый из которых имеет свою логику построения. Такое содержание модели педагогической деятельности тесно связано с определенной позицией взрослого - учительской: инициатива и направление деятельности принадлежит всецело взрослому. Модель рассчитана на модели педагогической деятельности программирование образовательной среды - ее топографии в виде "сборника" учебных предметов и временной развертки развертывание образовательных содержаний в течение года в логике учебного предмета. Образовательный процесс развертывается в дисциплинарной школьно-урочной форме, удерживающей детей в рамках учебного предмета. Предметная среда обслуживает урок, и ее организация приобретает вид учебных пособий. Однозначное соответствие развивающих задач, учебных предметов, предметной среды и единственность педагогической позиции взрослого в идеале направлены на мотивацию адекватной учебному предмету модели педагогической деятельности ребенка. Все незапланированные виды активности, инициативности детей не приветствуются исключаются взрослым. Комплексно-тематическая модель использует более органичную для дошкольника организацию образовательных содержаний: тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленное в эмоционально-образной, а не в абстрактно-логической форме. Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. В то же время проекция темы на разные виды детской активности "проживание" ее ребенком в игре, рисовании, конструировании и возможность их модели педагогической деятельности самим ребенком делают эту модель менее жесткой, обеспечивают развитие инициативности детей. Реализация темы в комплексе разных видов деятельности как бы вынуждает взрослого к более свободной позиции, нежели учительская; ее можно обозначить как позицию партнера, сотрудника. Более гибкой в этой модели становится и организация предметной среды, постоянно подстраиваемой под развивающие задачи инициативу детей. Отвечая психологическим особенностям дошкольного возраста, комплексно-тематическая модель предъявляет очень высокие требования к общей культуре, гибкости, творческому потенциалу интуиции взрослого, без которых модель просто не работает. Суть предметно-средовой модели заключается в том, что содержания образования проецируются непосредственно на предметную среду, минуя взрослого как деятельного носителя этих содержаний. Классический вариант этой модели целиком построен на концептуально обоснованной искусственной и жестко ограниченной предметной среде система Взрослый в этой модели - лишь организатор предметной среды, его функция - подбор развивающего материала, модели педагогической деятельности автодидактичен, сам провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Топография образовательной среды не меняется на протяжении всего дошкольного возраста, изменятся лишь сам ребенок, вычерпывая в процессе многократных упражнений развивающее содержание, модели педагогической деятельности в предметном материале более современный вариант этой модели построен на предметной среде, приближенной к "естественным" формам деятельности ребенка. Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводят к исчезновению систематичности образовательного процесса и резко сужают культурные горизонты ребенка. При этом, как и учебная, эта модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого. В истории дошкольной педагогики две последние модели педагогической деятельности были предложены как альтернативы формализму и жесткости учебной модели по сути имитирующей школьную системуне учитывающей своеобразие дошкольного возраста и неэффективной в образовании дошкольника.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: